Программное обеспечение для пассажирского автотранспорта
Как работать с ПО для
пассажирского транспорта
ЦЕНЫ
КОНТАКТЫ
Функциональные характеристики
Как установить систему
Эксплуатация ПО Автоматизированная система навигационного контроля и управления транспортом "МАЯК-СН"
Диспетчер ЦДС
Планирование
Расписания
Менеджмент кофигурации
Инструкция к программе «Диспетчер ЦДС»
Для входа в программу курсор устанавливаем на значок “Диспетчер ЦДС”,
нажимаем 1 раз правой клавишей мышки. Выходит окно, выбираем строку
“Открыть”, нажимаем 1 раз левой мышкой, выходит рамка
Вводим имя пользователя, затем вводим пароль. Если все ввели правильно, то от-крывается программа.
Используемые клавиши:
DELETE –удалить запись
INSERT – добавить запись
CTRL +ENTER-сохранить изменения
CAPS LOCK –смена на заглавные буквы и обратно
PAGE UP – встать на начало страницы
PAGE DOWN –встать в конец страницы
ENTER –войти внутрь записи, двигаться внутри окна по полям
СПРАВОЧНИКИ
В строке меню выбираем раздел “Настройка”. Спускаемся на графу «Справочники», на экране высветилось окно.
Вначале заполняем справочник дополнительных данных: справочники виды топли-ва, виды перевозок, маршрутов следования, адрес подачи, виды работ. Курсор устанавли-ваем на справочник, нажимаем 2 раза клавишей “мышки” или клавишу ENTER. Для ввода новой записи нажимаем клавишу INSERT. Вводим код – это порядковый номер. Наименование – название. Далее по порядку ввода. Сохраняем запись. Для исправления записи – курсор устанавливаем на данную запись и нажимаем ENTER. Вносим изменения и сохраняем запись. Для удаления записи курсор устанавливаем на данную запись и нажимаем DELETE и ENTER.
Таким же образом заполняем справочники подразделений, клиенты парка. Справоч-ник сотрудников. В данном справочнике нужно ввести все данные водителей, на которых будут выписываться путевые листы.
По желанию выбираете, как Вам удобнее работать по табельному номеру или по фа-милии (выбираете закладки). Для ввода нового сотрудника нажимаете клавишу INSERT. Вводим фамилию, имя, отчество, табельный номер, подразделение, разряд или класс. Для учета данных по мед. справкам переходим на закладку медсправка, вводим все данные. В закладке “прочие” можно хранить информацию о номере телефона. Для сохранения запи-си курсором переходим на “подтвердить” и нажимаем ENTER.
Справочник модели транспорта.
Вначале мышкой переходим в верхний левый угол. Курсор устанавливаем на дейст-вия со справочником моделей. Внутри выбираем Справочник спец. работ, заполняем его. Для ввода новой записи нажимаем клавишу Insert и вводим данные. По окончанию ввода выходим из справочника спец. работ и начинаем работать со справочником моделей.
Для ввода новой модели нажимаем клавишу INSERT. Начинаем ввод по порядку. Код модели - порядковый номер. Наименование – название модели. Код горючего – на-жимаем на черный треугольник, выходит справочник, выбираем, нажимаем ENTER. Да-лее вводим емкость бака, линейную норму расхода топлива, выбираем вариант расхода на 100 км или на час работы. Вводим норму расхода топлива на обогрев (если на данной мо-дели используется). Вводим надбавку к норме на буксировку (это надбавка на прицеп). Далее вводим расход топлива на операцию (для спец. оборудования), норму расхода мас-ла. Далее переходим на закладку “Дополнительно”. В данном окне вводим грузоподъем-ность и собственную массу. Затем мышкой переходим в верхний левый угол на раздел “Действия”. Выходит окно:
• Расход горючего на работу спец. оборудования F3
• Надбавки горючего по видам перевозок F4
Для ввода нормы расхода топлива на спец. оборудование курсор устанавливаем на строку расход горючего на работу спец. оборудования, нажимаем два раза клавишей мышки. Выходит рамка Действует с даты. Нажимаем клавишу Insert, вводим дату, про-ставляем нормы на каждый вид работ. Сохраняем запись. Быстрый выход без сохранения одновременное нажатие клавиш CTRL и ESC. Аналогично вводим расход топлива по ви-дам перевозки.
После ввода всех моделей автомобилей необходимо ввести подвижной состав парка. Для этого выходим из справочника моделей и переходим на графу “справочник транспортных единиц”. В данном справочнике можно работать в трех вариантах: по коду ПЕ (гаражному номеру), по государственному номеру, по подразделению. Выбираем по закладкам режим работы.
Заполнение справочника транспортных единиц, Открываем в диспетчерской про-грамме справочники, справочник транспортных единиц, нажимаем Insert (добавить), от-крывается окно для ввода информации по машине.
Вводим инвентарный номер ПЕ (подвижная единица), далее надо ввести госномер, в этой рамке надо встать на стрелку справа, выйдет дополнительное окно для ввода госномера с определенной даты, нажимаем Insert (добавить), вводим госномер с даты. Это сделано для того чтобы на одно ПЕ можно было завести разные госномера с других дат ввода в эксплуатацию если предыдущие госномера уже не работают или надо поменять ПЕ с даты, а также чтоб не плодить бесконечно номера ПЕ.
Удалить можно только самую верхнюю запись в этом окне.
После того как ввели госномер машины, нажимаем кнопку «Выбрать» Аналогично заводится и справочник моделей, только модель машины выбирается из справочника мо-делей, заполненного ранее.
Так же выбирается и бригада (подразделение).
ДИСПЕТЧЕР.
Вначале работы с программой курсор устанавливаем на раздел Настройка. Нажима-ем 1 раз левую клавишу мышки. Спускаемся на строку Настройка приема, нажимаем 1 раз левой клавишей мышки. На экране высветилось окно
Курсором выбираем нужного диспетчера, нажимаем F2 (или нажимаем мышкой на кнопку Выбор F2). Для закрытия окна мышкой нажимаем на Х.
Далее начинаем работать с путевыми листами: (при установленном оборудовании GPRS-навигации на ПЕ в колонке признак появляется красная точка и отметки идут с GPRS-навигатора и связь с водителем осуществляется через него).
Действия с путевыми листами.
При работе с путевыми листами необходимо вносить изменения в ходе работы (за-мена графика, раздвижка, неисправность УПЕ и т.д.). Для занесения данной информации курсор устанавливаем на раздел Действия с путевыми листами.
В пункте меню «Действия с ПЛ» прописаны все подсказки работы с путевыми лис-тами с помощью нажатия соответствующих клавиш и комбинаций клавиш.
• Закрыть путевой лист – нажимаем ( - ) в правой части клавиатуры.
• Открыть путевой лист – нажимаем ( + ) в правой части клавиатуры.
• Откорректировать рейсы – курсор устанавливаем на путевой лист
• нажимаем клавишу Alt+A. Выходит рамка:
Для корректировки плановых рейсов нажимаем клавишу F10. Вводим количество плановых рейсов, нажимаем Enter или переходим на другое поле мышкой. Вводим коли-чество выполненных и регулярных рейсов. Для ввода дополнительной информации кур-сор устанавливаем на строку комментарий и вводим текст. Сохраняем запись. Для отмены нажимаем Выход.
Дополнительные короткие рейсы.
Курсор устанавливаем на путевой лист, по которому надо ввести рейсы. Нажимаем клавишу F3. Для ввода новой записи, курсор устанавливаем на кнопку “добавить”. На экране вышла пустая рамка, заполняем ее. Вводим код (если номер не знаем, то курсор устанавливаем на черный треугольник рядом со строкой, выходит справочник, выбираем, нажимаем Enter). Все остальные данные выходят автоматически. Для того чтобы изменить количество рейсов курсор устанавливаем на строку количество и вводим новую цифру. Сохраняем запись. Для ввода следующей записи курсор устанавливаем на кнопку “Добавить”, для изменения курсор на кнопку Изменить, для удаления записи курсор на кнопку Удалить. Для выхода нажимаем на кнопку Выход.
Просмотр отметок ПЛ.
Курсор устанавливаем на путевой лист, нажимаем клавишу F4. В верхней части окна написаны номера и названия КП, в середине листа отметки. Если напротив времени стоит знак (=) - отметка прошла вовремя. Если стоит (+2) – опоздание на 2 минуты. Если стоит (-2) – отметка прошла раньше на 2 минуты.
Изменение отметок ПЛ (расписание).
Курсор устанавливаем на ПЛ, нажимаем клавишу SHIFT + F4. Выходит список от-меток по КП. Выбираем, изменяем, сохраняем.
Изменение путевых листов (отметок).
Нажимаем на любом путевом листе клавишу F6. Выходит рамка. В ней исправляем или подтверждаем дату ПЛ. Для ввода новой записи нажимаем клавишу Insert. Далее вводим по порядку.
Выбираем причину изменения ПЛ. Помечаем ее (либо нажимаем мышкой на белом шарике, либо нажимаем пробел). Вводим время начала и время конца. Вводим номер маршрута (либо оставляем пусто, если по всем). Вводим номер КП (вызов справочника – нажимаем на черный треугольник). Направление. Ставим отметку вносить изменения в ПЛ да-нет. Если ставим отметку Да, то в отметках ПЛ проставляются соответствующие значки и рейсы в это время считаются автоматически.
Пересчитать рейсы. Курсор устанавливаем на ПЛ, нажимаем CTRL + R. Рейсы пере-считываются.
Просмотр плохих отметок. Возможность вызова просмотра плохих отметок сделана 2-мя способами
1. Курсор устанавливаем на раздел Действия с путевыми листами, спускаемся на стро-ку Плохие отметки CTRL B. Выходит список плохих отметок.
2. На списке путевых листов нажимаем CTRL B. Выходит список плохих отметок.
Чтобы проставить отметку в путевой лист, курсор устанавливаем на отметку и нажи-маем F8. Для того чтобы проставить все отметки нажимаем CTRL F8. Для просмотра от-меток из 2-го или 3-го парка нажимаем большой плюс в правой части клавиатуры. Иначе курсор устанавливаем в верхний левый угол, на “Действия с плохими отметками”, выби-раем строку, нажимаем мышкой. Для просмотра отметок за другую дату курсор устанав-ливаем на дату и изменяем ее. Для выхода нажимаем Закрыть
Потери рейсов.
В списке путевых листов нажимаем клавиши ALT F2, появляется рамка для ввода по-терь рейсов. Нажимаем клавишу INSERT, появляется еще одно окно для ввода конкрет-ных потерь рейсов на данном путевом листе, вводим количество, причину (выбираем из справочника мышкой, нажимая на значок со стрелкой справа).
Сохраняем, в первом окне появляется запись о потерях рейсов. Аналогично заводят-ся другие данные:
• Нулевые рейсы ALT F3
• Простои на линии вариант 2 ALT F5
В пункте “Отчеты” формируются отчеты об интервалах движения по отметкам, про-стоях и потерях рейсов за день и за период.
Очередь на речевую связь.
В списке путевых листов на экране нажать клавиши CTRL + A. Появится окно для ввода очереди на речевую связь с водителем, далее нажимаем клавишу INSERT, появляет-ся еще одно окно для ввода конкретной ПЕ на речевую связь:
Сохраняем и для ввода следующей ПЕ снова нажимаем клавишу INSERT. Если нужно удалить ПЕ из очереди, нажимаем клавишу DELETE. При вызове водителем диспетчера окно речевой связи появляется на экране автоматически с номером ПЕ, с которого идет вызов, после чего диспетчер отвечает на запрос водителя по речевой связи.
Интервалы движения по отметкам.
В этом пункте меню диспетчера можно просмотреть и распечатать интервалы движе-ния по отметкам по любому маршруту и по любому контрольному пункту (КП). Нажима-ем мышкой на этот пункт, либо ENTER, сформировать, вводим маршрут, дату, ENTER, появляется окно:
Работа с путевым листом.
Для корректировки ПЛ нужно стрелкой мышки встать на редактируемый ПЛ и 2 раза нажать левую кнопку мышки. Откроется окно ПЛ. Вверху окна-меню ПЛ. Заходя в каждое из окон меню, делаем необходимые изменения – время, рейсы, водитель, ПЕ. По-сле внесения изменений встаем стрелкой мышки на кнопку Сохранить внизу окна и на-жимаем ее, либо нажимаем CTRL ENTER-изменения сохраняются.
Значки в колонке Признак в списке путевых листов:
К – введен комментарий на ПЛ
Р - ручная корректировка рейсов
@ - составное расписание графика
З – заказ на ПЛ
* - ПЛ закрыт
. – GPS-навигация на ПЕ
Чтобы создать новый ПЛ необходимо в списке ПЛ на экране нажать клавишу INSERT- откроется окно для ввода нового ПЛ - заполняем все поля и сохраняем. Проще создавать новый ПЛ копированием существующих ПЛ, т.к. в этом случае бывает доста-точно только поменять одно или несколько полей (сменить номер ПЕ, расписание, мар-шрут). Для этого надо встать на существующий ПЛ и нажать на нем клавиши CTRL+C, внести изменения и сохранить - создастся новый ПЛ. Ctrl+M – вызов водителя на связь по мобильной связи (если есть GPRS- навигация).
Пересчет рейсов по GPS-навигации – делается при задержке перекачки отметок с сер-вера при необходимости.
Пункт меню «Фильтры и цвета»


Для удобства зрительного восприятия есть возможность выделить определенные группы ПЛ одним цветом – это ПЛ без отметок, ПЛ без отметок > 1 часа, ПЛ с нерегуляр-ными рейсами.
Показать с отклонением от маршрута – в том случае, если диспетчер работает с кар-той и в программе «Карта» прорисованы маршруты движения.
Для удобства сделаны фильтры по сменам – можно показать только первую смену или только вторую – это удобно особенно когда на маршруте много графиков и они не входят на страницу экрана.
Показать КП – на экране на каждом графике в маршруте покажется, через какой КП проходит в данный момент соответствующая ПЕ.
Отчеты.
В этом пункте меню формируются и печатаются отчеты диспетчера. Есть стандарт-ный набор диспетчерских отчетов, который предоставляется клиентам с программой. Другие отчеты создаются по заявкам конкретного пользователя.
Инструкция к программе «Планирование»
1. Заполнение справочников.
Заполняем основные справочники согласно инструкции к программе «Диспетчер», после чего необходимо настроить справочник «Настройка варианта и дня расписаний». Для этого курсор устанавливаем на раздел «Действия с путевыми листами» или нажимаем клавишу Alt и, не отпуская F5, (в дальнейшем Alt-F5) . Спускаемся на строку «Настройка варианта и дня расписаний»
На данной строке нажимаем 2 раза левой клавишей «мышки» или «Enter» . Вышло окно с названиями маршрутов или просто пустое окно. Курсор устанавливаем на строку «Действия с активными расписаниями» (она находится в верхнем левом углу окна). Выбираем «показать все». На экране высветился список всех маршрутов на данном предприятии. Начинаем заполнение (заполняем только тогда, когда что-то изменяется в варианте расписаний). Курсор устанавливаем на маршрут, нажимаем клавишу Enter. На экране вышло окно «Активные варианты». Нажимаем клавишу Insert. Вначале вводим вариант расписаний по дням недели: 1- понедельник, 2- вторник, 3- среда, 4 – четверг, 5- пятница, 6 – суббота, 7 – воскресение, 8 – праздник, 9 – предпраздничный день. Далее проставляем день недели из расписания (по которому в данный день нужно будет планировать). Затем ставим дату, с которой начинает работать данный вариант.
В комментарии Вы можете вписать какую-либо информацию для себя по данному маршруту. Сохраняем запись. В «Активных расписаниях» вышла новая строка. Выход – одновременное нажатие клавиш Shift + Esc.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Подготовка данных.
Курсор устанавливаем на раздел «Действия с путевыми листами». Спускаемся на строку «Подготовить данные». Нажимаем клавишу Enter или нажимаем один раз клавишей «мышки». На экране вышло окно «Подготовить планы»
Ставим дату планирования: с ….. по ……. Если необходимо запланировать только по одному маршруту, то в поле маршрут вводим номер маршрута. Иначе данное поле пропускаем и нажимаем «выполнить». На экране начинает быстро мелькать «создаю путевые листы» с номерами маршрутов. Когда планирование закончится в окне путевых листов за данную дату, Вы увидите все планируемые на день графики.
3. ЗАПОЛНЕНИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА.
Курсор устанавливаем на путевой лист (смотрим номер маршрута и график) нажимаем клавишу Enter. На экране вышла картинка. Вводим гаражный номер ПЕ. Если гаражный номер не помните, то можно вызвать справочник ПЕ. Для этого курсор устанавливаем на “черный треугольник”, нажимаем “Мышкой”, выходит справочник ПЕ, в нем выбираем нужную машину и нажимаем клавишу Enter. Далее вводим табельный номер водителя (если табельный номер не помним, то поступаем аналогично описанному выше), табельный номер кондуктора.
Если на ПЕ планируется два кондуктора, то после того как сохранили путевой лист, нажимаем одновременно CTRL + K. Выходит рамка “кондуктора маршрута …..ПЕ…..”. Нажимаем клавишу INSERT. Начинаем заполнение. Вводим табельный номер второго кондуктора. Далее строка “план = факту”. Данная выборка сделана для подсчета плановой выручки.
Далее выбираем кто кондуктор: наставник - стажирующий, просто кондуктор или стажер. Если кондуктор работал не полный рабочий день, а только какой-то период, то в «данных о работе» ставим пометку «редактировать вручную». И вводим время работы факт. Подтверждаем запись, на экране высветилось две записи с разными кондукторами. Для удаления записи – курсор устанавливаем на данную запись, нажимаем DELETE, переходим на «ОК», нажимаем ENTER.Для изменения записи курсор устанавливаем на данную запись и нажимаем Enter. Если на путевом листе запланировано два кондуктора, то рядом с табельным номером высветится звездочка.
Ввод стажера водителя. Для того чтобы ввести стажера водителя необходимо на за-полненном путевом листе нажать клавишу F4. Выйдет расширенный путевой лист. Внизу данного путевого листа есть строка «Стажер водителя». В ней надо проставить табельный номер стажера. Сохраняем запись.
Ввод информации в путевой лист (например, водителю надо пройти ТО или подойти в тех. отдел). Курсор установить на запланированный путевой лист, нажать клавишу F4. В расширенном путевом листе переходим на закладку «ТО1 2». В строке комментария можно ввести информацию. Также здесь мы можете ввести время постановки на ТО (период).
Ввод заказной справки на ПЕ. Курсор устанавливаем на путевой лист (по которому будет заказ) и нажимаем клавишу F5. На экране выходит окно с закладками «Заказы на ПЛ», «Заказы с путевками», «Заказы без путевок». Автоматически закладка устанавлива-ется на «Заказы на ПЛ». Если ранее (в расписании) уже был оформлен заказ, то на экране мы увидим запись с заказом. Для изменения данных в заказе – курсор устанавливаем на строку с заказом, нажимаем клавишу Enter. Вносим изменения и подтверждаем запись. Для удаления заказа – курсор устанавливаем на строку с заказом, нажимаем клавишу De-lete, курсор переводим на «ОК», нажимаем Enter. Для ввода новой записи – нажимаем клавишу Insert. Выходит пустая рамка.
Начинаем ее заполнение. Вид заказа – выбираем (нажимаем на черный треугольник – выбираем в справочнике). Вводим код клиента (черный треугольник – вызов справочника). Затем продолжаем по порядку ввода на экране. Если при вызове справочника «Маршрут следования» или «Адрес подачи» Вы не нашли нужной записи, то для ее добавления достаточно (в справочнике) нажать клавишу INSERT, ввести новые данные и сохранить запись в справочнике. По окончанию заполнения заказной справки - подтверждаем запись. На экране высветилась строка с введенными данными. Для копи-рования заказа – курсор устанавливаем на копируемый заказ и нажимаем одновременно клавиши CTRL и C (лат.).
Для просмотра всех заказных путевок за день нужно перейти на закладку «заказы с путевками». Выбираете дату просмотра заказных справок.
Также можно вести реестр поступивших заказных справок. Для этого курсор переводим на закладку «Заказы без путевок». Также выбираем дату. Из реестра заказных справок заказ можно подцепить к путевому листу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
• Удаление подготовленных путевых листов.
Курсор устанавливаем на раздел «Действия с ПЛ». Спускаемся на последнюю строку «Удалить текущие данные на экране». Выходит рамка «Хотите удалить данные на экране по маршруту?». ДА или НЕТ. Выбираем «ДА», происходит удаление планов.
Если планы каждый день одинаковые, то их можно скопировать на другой день или на несколько дней. Для этого курсор устанавливаем на раздел «Действия», “Копирование планов с...на...» На экране появилось окно «Копирование планов».


Если нужно перенести планы только по одному маршруту, то вводим номер маршрута, иначе окошко оставляем пустым. Вводим дату, с которой переносим планы. Далее указываем, на какие дни надо их скопировать. Нажимаем «Выполнить». Создаются путевые листы.
• Просмотр расписания путевого листа. Курсор устанавливаем на путевой лист и нажимаем одновременно SHIFT + F4.
• Печать расписания. Курсор устанавливаем на путевой лист и нажимаем одновременно CTRL + R.
• Печать путевого листа. Курсор устанавливаем на путевой лист и нажимаем одновременно CTRL + Р.
Инструкция к программе «Составление расписаний»
Программа предназначена для ускорения и автоматизации процесса составления расписания движения транспорта на городских маршрутах. Для начала работы с програм-мой должен быть заполнен справочник контрольных пунктов
(КП), который находится в меню «Расписания» программы. После этого начинаем работать с конфигурацией маршрутов.
Задаем вариант маршрута, маршрут, день недели (1,2,…), название маршрута в соот-ветствующих полях. В поле «Основные КП расписания» прописываются номера КП, через которые проходит данный маршрут. Значки слева - поднять или спустить КП по списку, плюс, минус - добавить КП или удалить. Сделав с левой стороны КП по маршруту в одном направлении можно скопировать на правую сторону стрелкой вправо в центре экрана, они скопируются в обратном направлении, и можно отредактировать если какие- то КП не совпадают. Внизу экрана обозначается отображение КП в различных формах.
Сначала заводятся «Основные КП» расписания, а потом «Все КП расписания» и внизу экрана в настройках прописывается, когда и где показывать и печатать в отчетах и на экранах основные или все КП, Это для удобства просмотра, когда КП на маршруте очень много и неудобно работать с расписанием т. к. оно не входит на страницу экрана от начальной и конечной остановки рейса.
После этого работаем с закладками: графики, шаблоны графиков, строки, рейсы. Поочередно открывая каждую закладку, вводится информация для генерации расписания. В каждой закладке при необходимости есть подсказка для ввода.
Сначала заводим строки маршрутов в расписании, т.е. если в расписании одного графика маршрута несколько одинаковых строк (но с разным временем), то здесь описывается 1 строка, а после в дальнейших действиях автоматически создаются остальные. Образец составления строки показан на рисунке ниже. Если в графике несколько видов строк, то следующая добавляется по Insert с другим кодом.
Получается вот такое описание строк:
В закладке «Рейсы» прописываются время на рейс и километраж на рейс на созда-ваемом маршруте.
Далее в закладке «Графики» на основе описанных строк создаются записи, по которым потом генерируется (создается расписание) расписание данного графика. Ниже приводится пример с подсказками как создавать эти записи:
Можно копировать графики по Ctrl+C изменяя только время начала, если у них одинаковые рейсы.
После составления записи графика в пункте «Действия» в этом экране нужно сгенерировать расписание этого графика (Alt+G) и просмотреть полученное расписание по F4 (отметки). Если что-то не устраивает, то нужно проверить запись, возможно, что-то изменить и снова сгенерировать расписание.
Можно сгенерировать сразу расписания всех графиков в основном окне, где на экране введены все графики маршрута.
Комбинации клавиш описаны в меню программы, указанном стрелкой.

Пункт меню «Варианты расписаний»
В этом пункте реализованы дополнительные возможности создания расписания в подпункте «Сервис». Здесь можно сменить контрольные пункты в расписании сразу во всех графиках при необходимости, подогнать время от рейсов под время от времени, т.е. время начала – конца работы за минусом обеда и простоя, проставить время на рейс по всему расписанию, проставить пробег на рейс по всему расписанию при необходимости корректировки.
В подпункте «Активные варианты и дни расписаний» настраиваются варианты и дни расписаний действующих с определенной даты:
Заполняются поля варианта расписания по дням недели и дни недели из расписания, и проставляется дата, с которой будет действовать это расписание.
Следующая запись вводится по клавише Insert (очередная дата).
Подпункт «Графическое расписание».
После того как первоначально сгенерировано расписание можно начать работать с графи-ческим расписанием данного маршрута, нажав клавишу F12 или кнопку «Графическое расписание». На экране появится примерно такая картинка:
На ней показаны линиями сгенерированные графики данного маршрута. Начальные и конечные КП берутся автоматически из отметок F4 по признаку начала и конца рейсов. На графике можно выделить различные варианты линий для наглядности и удобства ра-боты и для сдвига.
На графическом расписании в основном работают со сдвигами, чтобы избежать на-ложения графиков и маршрутов, чтобы правильно распределить графики в течение дня.
Сверху и снизу указываются интервалы между графиками, а так же шкала времени. В середине – номера графиков маршрута.
После сдвигов меняются значения отметок в расписании в F4.Сдвигаются выделенные линии. Линии выделяются либо по выбору, либо курсором (вертикальная линия на графике, которая двигается по экрану мышкой) и в каком месте курсор остановили и щелкнули левой кнопкой мышки, то та линия, где стоит стрелка мышки на пересечении вертикальной линии и графика и выделится, она и будет сдвигаться на заданный сдвиг (минуты).
Можно выделение снять.
В действиях с расписанием делается настройка отображения графического расписа-ния, операции, которые можно делать с линиями (рейсами) в процессе построения.
Для стыковки расписаний на одних КП во избежание скопления транспорта можно сделать наложение маршрутов друг на друга, просмотреть и сделать при необходимости соответствующие сдвиги, чтобы транспорт не подходил на КП в одно и то же время.
Все сообщения по результатам действий с графическим расписанием выдаются на экран.
После того как расписание сгенерировано можно посмотреть его по клавише F4 для каждого графика:
Либо основные КП, либо можно добавить и проставить все КП расписания в меню «Сервис маршрута», пункт «Добавить КП по всем КП» Тогда в F4 проставятся все остальные КП из «Все КП расписания», Красным цветом обозначено время начала рейса с конечного КП.
Уже такое расписание тоже можно редактировать, в «Действиях с расписанием» подсказки как можно работать со столбцами, строками, можно исправить время.
В пункте меню «Сервис маршрута» представлены еще дополнительные возможно-сти работы с расписанием
В меню «Справочники» в пункте «Расписания» при выборе варианта и маршрута после подготовки расписания появляется список расписаний по графикам маршрута и главная страница каждого графика:

Здесь тоже можно вручную что-то исправить или добавить.
В пункте меню «Отчеты» по заявке пользователя создаются отчеты по созданным расписаниям.
Программа рассчитана на специалистов по составлению расписаний.

Справочник вариантов расписаний - автоматизированная настройка расписаний движения транспорта
Радел «Справочник вариантов расписаний» программы «Графическое расписание» предназначен для автоматизации процесса создания большого количества похожих расписаний.
Изменив шаблон графика и заново сгенерировав, графики мы получаем новое расписание, изменив, несколько символов, что сущест-венно упрощает работу.
Основные понятия:
Алгоритм – содержит время выезда и информацию об используемых шаблонах - /500.1/ означает выезд в 5:00, используется шаблон с кодом 1, /520+2-18@3/ означает выезд в 5:20, шаблон с кодом 1, потом выезд через 18 минут(5:38), шаблон с кодом 2, номер графика будет 3.
Шаблон – указывает используемую строку, интервал на конечных остановках и между сменами, также содержит информацию о смене, обеде, отстое, нулевых рейсах. Шаблон /#.1*2/O-53/+1*3/ означает: С указанного в алгоритме времени, 2 строки с 1-м кодом, обед 53 минуты, потом 3 строки с 1-м кодом
Строка – содержит информацию обо всех КП маршрута, времени на 1 рейс, времени стоянки на конечной остановке. На скриншоте в 1-й строке указаны конченые остановки, время рейсов в обе стороны – 40 мин. И общее время вместе со стоянкой на конечной – 83 минуты.
Условные обозначения:
«*» - сколько раз применить 2*4 означает применить 2-ю строку 4 раза
«$» - интервал между сменами
«-{значение}» стоянка на конечных остановках
«С» - смена
Пример: Нам нужно создать график движения для автобуса, отправляющегося с конечной в 7:10 и делающего шесть рейсов, потом на-чинается 2-я смена, еще четыре рейса до обеда и шесть после со стоянкой на конечных 2 и 3 минуты. Для этого сначала нажимаем «Основ-ные КП расписания»
Потом «Все КП расписания»
Потом создаем строку в программе нажав «Добавить»
Потом «Время между КП и начало видов рейсов»
После этого создаем алгоритм и шаблон
Алгоритм /710.1-10/, означает начало движения в 7:10 по шаблону с кодом 1 и интервалом между графиками 10 минут. Шаблон с кодом 1 /#.1*3-2-3/С2/+1*2-2-3$5/О-45/+1*3-2-3/означает: С указанного времени, 3 строки с 1-м кодом, потом 2-я смена с интервалом между сменами 5 минут, потом 2 строки с 1-м кодом, потом обед 45 минут, потом 3 строки с 1-м кодом, 2 и 3 минуты на конечных. Проверив данные, нажимаем «Сгенерировать графики по шаблону» и получаем графики
2.1 Менеджмент конфигурации ПО Автоматизированная система навигационного контроля и управления транспортом "МАЯК-СН"
Каковы задачи управления конфигурацией?
• идентификация рабочих продуктов; - каждый продукт имеет свой исполняемый файл или библиотеку с номером версии
• стабилизация результатов работы и определение базы для дальнейшей работы;
• отслеживание запросов на изменение; - организуется на уровне БД с помощью средств СУБД PostgreSQL или на уровне программного продукта средствами Clarion или Java
• контроль версий; - глобальные изменения рабочих продуктов с изменением существую-щих функций, индексов и типов данных имеют четкую нумерацию и отдельный каталог, мелкие изменения (добавление полей, форм и отчетов) происходят в фоновом режиме в текущем каталоге
• обеспечение параллельности разработки; - разработка разных модулей программы может выполняться разными разработчиками. Нужно лишь согласовать все изменения, чтобы избежать несовместимости и непротиворечивости
• сбор метрик и формализация применяемых методов.
Ключевые задачи, которые решает данный продукт
• Контроль соблюдения маршрута и расписания движения.
• Повышение регулярности движения путем оперативного контроля и управления ТС.
• Уточненный аналитический учет, в т.ч. в процентах к план-заданию, путем ввода режима бездорожье, оперативных отстоев, простоев с вводом причины и места, укороченных рей-сов пересчитываемых в основные.
• Сбор, обработка и предоставление данных о работе транспорта в разрезе маршрутов и перевозчиков с учетом их договорных обязательств, распределение субсидий между пере-возчиками.
Функциональные возможности системы
• Обработка и передача данных GPS-трекеров в базу данных программы КомПАС-GPS. (подпрограмма «Интернет-канал»)
• Создание центра мониторинга, контроля и управления транспортом. («Диспетчер ЦДС»)
 Мониторинг транспорта в режиме реального времени в виде траектории на карте, кон-троль распределения и отсутствия ТС на маршруте в виде схемы маршрута и выделенных цветом, табличных форм с отметкой о нахождении на обеде-отстое, времени прохождения последней остановки, сигналов отклонения от траектории маршрута.
 Оперативное решение вопросов выявления поломок и замены (переключения) ТС и навигационного оборудования c включением их в аналитический учет (выпиской путевых листов) в т.ч. за счет двухсторонней оперативной связи диспетчера ЦДС с водителем и диспетчером перевозчика.
 Авто-преобразование данных навигации в отклонения от плана прохождения остановоч-ных пунктов по расписанию.
 Авто-преобразование значений отклонений в фактические и регулярные рейсы.
 Дополнение учетно-аналитических показателей диспетчерским вводом данных о потерях времени и рейсов (ДТП, пробки, поломки), оперативных коротких рейсах, признаков, компенсирующие качество движения (регулярность) по независящим от перевозчика при-чинам (бездорожье) и пр.
 Использование данных по каждой путевке, количественные и качественные показатели, используемые для статистического анализа и распределения субсидий между перевозчи-ками на маршрутах. (подсистема «Отчеты»)
 Учёт перевозчиков, транспортных средств, маршрутов, договоров и доп. соглашений, регламентирующих работу на маршруте транспортных средств договорных и сторонних перевозчиков, остановочных пунктов, др. (подсистема «Справочники»).
• Формирование расписания движения по маршрутам и выездам-графикам с использова-нием графического интерфейса. («Графическое расписание».)
• Постановка ТС на маршруты в варианте ежедневной авто-передачи пакета данных от перевозчика, выписки службой ЦДС уточненных ежедневных планов или месячных путе¬вых заданий по закрепленным на маршрутах и графикам-выездам ТС. («Клиент», «Плани¬рование выпуска», «Индивидуальные перевозчики»)
• Учет пассажиропотока перевезенных пассажиров по категориям, используемый для распределения доходов от продажи проездных между перевозчиками. («Пассажиропоток»)
• Передача перевозчику факта транспортной работы, как через сайт, так и в спец. формате под совместимое ПО в т.ч. для учета по каждой путевке расхода ГСМ, пробегов, рабочего времени, сданной выручки и пр. ( «Клиент»)
• Формирование и долговременное хранение сводных (месячных) данных по маршрутам, перевозчикам в разрезе графиков, моделей, договоров и пр. («Плановый отдел»)
• Формирование данных по поездкам в разрезе льготных категорий пассажиров и транс-портной работе перевозчиков для распределения субсидий. («Субсидии»)
• Мониторинг транспорта и формирование выходных форм данных по маршрутам и пере-возчикам через WEB интерфейс